Тема: «Проблемный подход в
изучении нового материала, как средство активизации мыслительной деятельности»
Цель: «Показать вероятные
пути проявления проблемных ситуаций на уроках математики»; создать
условия для формирования высокого уровня развития мыслительной деятельности
обучающихся на основе использования проблемных ситуаций на уроках»
Задачи:
1. Повысить собственный
уровень знаний путём изучения необходимой литературы и передового опыта коллег,
посещения районных методических объединений, участия в семинарах;
2. Приучать учащихся мыслить, рассуждать логически и находить решения
нестандартным путем;
3. Подготовить диагностику
на конец учебного года
4. Организовать работу факультативных
занятий, создать учебную программу.
5. Принять участие в
семинаре по теме «Эффективные методы и приемы формирования исследовательской
компетентности учащихся»
6. Подготовить материал для
педагогов по теме: «Проблемный подход в изучении нового материала, как средство
активизации мыслительной деятельности»
«В
21 веке безграмотным считается уже не тот,
кто
не умеет читать и писать,
а
тот, кто не умеет учиться,
доучиваться
и переучиваться."
(Э. Тоффлер)
Лев Семенович Выготский в своих трудах
преподносил мысль, что проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех
психологических и, соответственно, педагогических проблем, в которых на первый
план выступает вопрос об отношении различных психологических функций, различных
видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой проблемы является,
конечно, вопрос об отношении мысли к слову. Ссылаясь на слова Ж.Пеаже в его
опубликованной работе «Речь и мышление ребенка», Выготский ставил в центр
внимания то, что у ребенка есть то, чем обладает его мышление в качестве
отличительных своих особенностей и свойств.
Едва ли не каждый момент жизни всякого
человека содержит решение нужных, важных и неотложных задач и проблем. Эти
возникающие проблемы и задания показывают, что современный мир помимо того, что
содержит много чего незнакомого, так еще и постоянно меняется, создавая новые
технологии, открывая новые миры и незнакомые процессы, возвращая потерянные
знания множество лет назад. Как результат появляется задача, которая ложится на
плечи современного педагога, направить деятельность учащихся на познание
нового, подтолкнуть к мотивации изучения и узнавания. Однако плох тот
преподаватель, который сам не стремится к повышению уровня своей
самообразованности.
Активная мыслительная деятельность
является главным качеством современного человека XXI века, критичность мышления, поиск нового,
желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом
активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять,
чтобы повысить активность учащихся на уроках?
Проблема приемов активизации мыслительной
деятельности учащихся - одна из актуальных в современном обучении.
Так, пассивная мыслительная деятельность
учащихся в определенной степени зависит от преподавателя, который бывает слабо
формирует мотивы учения, недостаточно организует работу учеников и не
использует эффективные формы контроля. Как правило, это результат формального
отношения педагога к использованию в своей практике обучения тех или иных
приемов активизации мыслительной деятельности учащихся, что чаще всего
актуально для отвлеченных педагогов и для педагогов, с которыми произошло
профессиональное выгорание.
Необходимым условием качественного
усвоения знаний, умений и навыков является опора на активную мыслительную
деятельность учащихся, направленная на переработку усваиваемого материала. С
этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации
мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма
разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на
уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов, как это делают
лучшие учителя, создает условия для наиболее эффективного, сознательного
усвоения знаний и их прочного запоминания.
Если ученик выполняет посильные для него
задания, то он работает на уроке с интересом. Одной из причин нежелания учиться
заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагают задания, к
выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может.
Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Задача
педагога состоит в необходимости помочь каждому ученику самоутвердиться, искать
и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи.
I. Проблемное обучение является одним из
наиболее эффективных средств активизации мышления учащегося. Суть активности,
достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует
фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой
информации. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее
усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних
знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником,
поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения,
являющийся противоположностью методу восприятия готовых выводов учителя.
Проблемное обучение вооружает учащихся
методами познания окружающего мира, развивает умения и навыки целесообразного
наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных
закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской
работе. Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко
сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в
виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков,
неэкономично – требует больших затрат времени, что не вкладывается в временные
рамки как классического урока, так и в максимальное время для затраты на
домашнее задание.
Проблемное обучение ставит своей задачей:
1) развитие мышления и способностей учеников,
развитие творческих умений;
2) усвоение учениками знаний и умений,
добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
3) воспитание активной творческой личности
ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Методика проблемного обучения представляет
собой систему действий, которую можно свести к 4 этапам деятельности:
1)
увидеть, найти проблему;
2)
сформулировать проблему в виде проблемного вопроса;
3)
поиск вариантов решения;
4)
вывод наиболее рационального способа решения.
Если учитель хорошо усвоит содержание и
сущность теории организации проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими
средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на
практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня
особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам
процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом,
удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным
действиям.
Постановку урока ставлю примерно по одному
плану:
1. Постановка проблемной ситуации,
вопроса.
2. Осознание проблемной ситуации
учениками.
На этом этапе важно, чтобы дети сами ее
нашли и озвучили.
3. Поиск решения проблемы.
Момент урока, когда учащиеся собирают
известные данные, строят гипотезы, беседуют в группах, находятся в поиске
информации в учебнике и т.д.
4. «Эврика»
Этап метода, когда появляется и всеми
согласовывается оптимальное решение проблемной ситуации.
5. Применение нового знания, обсуждение
Реализация проблемного подхода в
практической деятельности на уроке математики
При применении проблемного метода на
уроках математики, чаще всего я ставлю цель, что учащиеся самостоятельно увидят
пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить. Это содействует большему
познавательному интересу учащихся к изучаемому материалу и большему желанию
найти выход из такой ситуации.
Проблемные
ситуации обычно возникают в ходе усвоения учебного материала (по логике учебного предмета) тогда,
когда для ученика в этом материале есть что-то новое, ещё не познанное. Иначе
говоря, проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией,
которая содержит две группы элементов: ранее изученные и новые понятия.
Пример: при изучении трапеции до изучения
определения средней линии решаем задачу на ее нахождение. Учащиеся предлагают
свои идеи ее нахождения, возможно применяя знания о средней линии
треугольников.
При закреплении знаний о равнобедренном
треугольнике решить задачу о равностороннем, о котором известны данные медианы
(высоты, биссектрисы, углов).
Создание
проблемной ситуации на основе умышленно допущенной ошибки
Учащиеся порой понимают учителя как
компьютер, который всегда знает ответ на все вопросы, не допускает ошибки.
Поэтому часто списывают с доски решение примера, записывают слова учителя
бездумно. Это можно переиграть в один из вариантов создания проблемной
ситуации.
Пример: 7 класс, тема «Умножение
многочлена на многочлен»
Решаю быстро выражение
Условие: При каком значении а значение выражение
Решение:
Чтобы x не зависело в выражении, оно должно
уничтожиться, то есть его нужно умножить на 0. Следовательно, двухчлен в
скобках
5+а
=0;
а=-5.
На этом этапе при подстановке а=5 в
выражение получим неправильное решение, а именно в выражении останется
переменная х. Все ищут ошибку.
Учащиеся таким образом решают проблему. После этого учащиеся внимательно следят
за мыслью учителя до конца урока
Создание
проблемной ситуации через использование занимательных задач
Пример: 7 класс, тема «Линейная функция»
К доске вызывается один ученик, которому
дается карточка с функцией y=10-x. На доске заготовлена таблица
x |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вызывается ученик из класса, который
говорит какое-нибудь значение х, а
ученик около доски в таблицу пишет сказанное значение х и, подставив его в формулу, пишет на доске найденное значение у. Учащимся за определенное количество
ходов нужно угадать формулу из карточки. Проблемная ситуация создана.
Выигрывает тот ученик, который первым скажет правильный ответ
Создание
проблемной ситуации при решении задач, связанных с жизненной ситуацией
Пример: 6 класс, тема «Проценты»
1) В библиотеку школы поступило 1000 новых
учебников. 40 % из них для учащихся начальной школы. Сколько учебников
поступило в библиотеку для учащихся начальной школы?
Решение: применение формулы нахождения
процента от числа.
2) Максим
купил 15 яблок — 3 из них оказались гнилыми. Он выбросил их и купил еще 8.
Теперь гнилых яблок было 2, а яблок всего 20. Насколько процентов снизилась
доля гнилых яблок?
Решение: находим процент гнилых яблок до второй покупки, потом процент после второй покупки. Вычитаем.
(Из материалов опыта работы учителя математики Буряк Анастасии Михайловна при прохождении аттестационной комиссии)
Комментариев нет:
Отправить комментарий